Сглаживание FXAA и SSAA: что это в играх и за что оно отвечает
Сглаживание FXAA и SSAA: что это в играх и за что оно отвечает?
Многие , наверное , встречали в играх, а точнее , в их настройках, такие значения , как «FXAA», «SSAA», «MSAA» или еще что-то подобное, но при этом не понимали , что это такое . Просто включали эти опции наугад и замечали, что картинка в играх становилась лучше. Логика даже подсказывала, что эти значения как-то связаны со сглаживанием изображения. Но «змей сомнения» сделал свое дело , и вы все-таки задались вопросом : «Ч то это такое за FXAA и SSAA в играх? ». Поэтому вы оказались на этой странице, а значит , будем разбираться в этих терминах вместе.
5 основных настроек графики в играх
Компьютерные игры предлагают, казалось бы, бесконечное количество настроек графики, с которыми можно возиться часами. Каждый пункт настроек предполагает компромисс между качеством картинки и производительностью, но не всегда ясно, за что отвечает каждый вариант.
Разрешение экрана
Это наиболее просто. Разрешение экрана в данный момент величина, которая является “родной” для вашего монитора. Большее разрешение все равно выставить не получится. При работе на ПК строго рекомендуется использовать собственное разрешение монитора.
В играх ситуация иная. Использование собственного разрешения монитора позволит вам получить лучшее графическое качество, но потребует наибольшей вычислительной мощности у ПК. Например, если у вас монитор с разрешением 1920×1080, ваша видеокарта должна будет отображать около 2 миллионов пикселей для каждого кадра. Это даст вам самое четкое изображение, которое возможно на этом дисплее. Но, чтобы добиться более высокой производительности, вы можете уменьшить разрешение экрана в игре — например, можно выбрать разрешение 1024×768, и вашей видеокарте будет необходимо отображать лишь около 768 тысяч пикселей на кадр.
Ваш монитор растянет изображение в малом разрешении и сделает его больше, но это будет стоить качества изображения – предметы будут выглядеть более размытыми и, как правило, просто с более низким разрешением.
В общем, важно использовать собственное разрешение вашего ЖК-монитора. Если вам нужна дополнительная производительность, сокращение разрешение экрана в игре приемлемо для достижения более высокой производительности.
Вертикальная синхронизация
Вертикальная синхронизация, часто называемая VSync, одновременно любима и ненавидима игроками. Идея VSync заключается в том, чтобы синхронизировать количество отображаемых кадров с частотой обновления вашего монитора.
Например, большинство ЖК-мониторов имеют частоту обновления 60 Гц, что означает, что они отображают 60 кадров в секунду. Если ваш компьютер выводит в игре 100 кадров в секунду, монитор по-прежнему может отображать только 60 кадров в секунду. Получается, ваш компьютер тратит ресурсы впустую – монитор не способен отображать кадры с такой частотой.
VSync пытается “синхронизировать” частоту кадров игры с частотой обновления вашего монитора, поэтому он пытается придерживаться 60 кадров в секунду. Это также устраняет явление, известное как “разрыв” , в котором экран может отображать часть изображения из одного кадра игры и часть экрана из другого кадра, что делает графику рваной, от чего и название.
Но VSync также представляет игрокам проблемы. Он может сократить частоту кадров с 140 до 60, но это приводит к задержкам ввода. Игра будет реагировать на ваши действия с очень заметным запаздыванием.
Польза VSync зависит от игры и компонентов вашего ПК. Если вы наблюдаете разрыв изображения, вы можете включить VSync. Но при появлении просадок FPS и появлению задержек ввода, его нужно отключить. Стоит ли играть с этой настройкой, решать вам, в зависимости от того, с чем вы испытываете проблемы в конкретной игре.
В данный момент имеются замечательные программно/аппаратные решения проблемы разрыва кадра – FreeSync и G-Sync
Фильтрация текстур
Билинейная фильтрация, трилинейная фильтрация и анизотропная фильтрация – это методы фильтрации текстур, которые используются для повышения резкости текстур в игре. Анизотропная фильтрация обеспечивает наилучшие результаты, но требует наибольшей аппаратной мощности для работы, поэтому вы можете выбирать между несколькими различными типами методов фильтрации по своему усмотрению.
Игры применяют текстуры к поверхностям, чтобы геометрические поверхности выглядели детализированными и правдоподобными. Этот тип фильтрации учитывает ориентацию вашего просмотра текстуры, делая текстуры существенно более четкими и менее размытыми с расстоянием.
Сглаживание
“Сглаживание” – это эффект, который возникает, когда линии и кромки в игре кажутся неровными. Например, вы можете смотреть на край стены в игре, и стена будет казаться неровной, пиксельной, а не гладкой и резкой, как это было бы в реальной жизни.
Сглаживание – это общее название, данное различным методам устранения сглаживания, сглаживания неровных линий и придания им более естественного вида. Типичное сглаживание обрабатывает изображение после его создания и до того, как оно достигнет монитора, смешивая неровные края и линии с их окружением для достижения более естественного эффекта. В настройках игр сглаживание предлагается в вариантах 2x, 4x, 8x, 16x сглаживания — число относится к тому, сколько образцов соседних от края изображения пикселей примет фильтр сглаживания. Больше образцов создадут более гладкое изображение, но потребуют огромные мощности аппаратного обеспечения.
Если у вас небольшой монитор с высоким разрешением для достижения четкости изображения вам может потребоваться только 2x сглаживание. Но если у вас есть большой монитор с малым разрешением — вам может потребоваться высокий уровень сглаживания, чтобы изображение выглядело менее пиксельным и неровным.
Современные игры могут иметь и другие типы методов сглаживания, такие как FXAA — быстрый алгоритм сглаживания, который дает неплохие результаты ценой некоторого “замыления” изображения. Любые типы сглаживания предназначены для сглаживания неровных краев.
Ambient Occlusion
Ambient Occlusion – это способ моделирования световых эффектов в 3D-сценах. В игровых движках, как правило, есть источники света, которые бросают свет на геометрические объекты. Ambient Occlusion вычисляет, какие пиксели на изображении будут затенены от источника света другими геометрическими объектами, и определяет, насколько яркими они должны быть. По сути, это способ добавить плавные, реалистичные тени к изображению.
Эта опция может отображаться в играх как SSAO (screen space ambient occlusion), HBAO (horizon-based ambient occlusion) или HDAO (High-definition ambient occlusion). SSAO требовательна и мало влияет на производительность, но и не предлагает наиболее точного освещения. Другие два аналогичны, за исключением того, что HBAO предназначен для карт NVIDIA, а HDAO – для карт AMD.
Имеются и другие настройки, используемые в компьютерных играх, но многие из них достаточно очевидны — например, качество текстуры контролирует разрешение текстур, используемых в игре. Более высокое качество текстур обеспечивает более детальные текстуры, но занимает больше видео ОЗУ (VRAM) видеокарты.
Уровень детализации
Помимо того, что этот параметр в Valheim отвечает за качество проработки, он также влияет на расстояние и глубину объектов рисования. Кроме того, это единственный вариант с качеством «Очень высокое», поэтому даже при обычном понижении до «Высокое» FPS увеличивается до 10 кадров. А переключившись на качество «Среднее», можно получить еще около 5 кадров.
Конечно, единственным недостатком этого решения является то, что игра будет выглядеть намного хуже визуально. А учитывая, что игра все равно не блещет своей красотой, не все решатся на такое понижение. Но в любом случае, если система довольно слабая и на счету каждый кадр, снизьте качество до «Среднее.
Графика в играх: окклюзия, сглаживание, фильтрация – Как и что вы едите
Как настроить видеокарту NVIDIA и получить максимальный FPS
Купили и подключили видеокарту, а теперь ваша рука тянется к запуску Red Dead Redemption 2 с DLSS или Control с RTX? Не торопитесь! Сначала вас ждёт ещё более увлекательная игра, которая позволит сэкономить много времени в будущем. И эта игра называется — «настрой свою видюху».
Установка драйвера видеокарты
У любой видеокарты есть драйвер. Это специальная программа с настройками, которая позволяет операционной системе распознать устройство, а самой видеокарте работать как следует в играх. В отличие от многих других комплектующих компьютера, драйвер видеокарты обновляется с завидной периодичностью. Это происходит потому, что в драйвер также встраиваются настройки для определённой видеоигры. Например, в июле 2021 года видеокарты NVIDIA поддерживающие DLSS (технологию масштабирования изображения с помощью искусственного интеллекта) получили обновленный драйвер для того, чтобы можно было запустить эту настройку в Red Dead Redemption 2 и позволить геймерам насладиться высоким разрешением с повышенной производительностью.
Хорошо, мы немного отвлеклись. Как найти драйвер для видеокарты? Это можно сделать на официальном сайте.
Пройдите на сайт, найдите в выпадающем меню вашу модель видеокарты и версию операционной системы, после чего нажмите скачать. Далее пройдите в папку со скачанным файлом и установите программу. Уже давно вместе с драйвером в комплекте идет программа поддержки видеокарты — NVIDIA Expirience или Radeon Software. Эта программа в будущем будет сама сканировать сервера компании на предмет выхода новых драйверов и сообщать вам об обновлении.
Динамический диапазон и формат цвета
Чтобы ваша картинка была сочнее, нужно настроить цветопередачу. Важно: это работает только в том случае, если ваш монитор подключен через HDMI. Конечно, большинство уже выбралось из доисторической эпохи VGA-кабелей. Но наше дело — предупредить.
Полный диапазон цвета — это ширина спектра оттенков от полностью черного до полностью белого. Установка правильных значений позволит насладиться более яркими и «живыми» цветами как в видео, так и в играх.
Видеокарты AMD автоматически устанавливают поддержку RBG полного диапазона. Для того чтобы видеокарта NVIDIA работала как следует, необходимо зайти в настройки.
Щелкните правой кнопкой мыши по рабочему столу и найдите пункт в меню «Панель управления NVIDIA». Запустите программу.
Найдите раздел «Дисплей». Пункт 3 — использовать параметры NVIDIA. Главное, чтобы у вас стояло значение «Выходной динамический диапазон — Полный». Это позволит использовать весь спектр и подарить вам красивые и яркие цвета.
Формат цвета — это указание видеокарте использовать определенное цветовое семейство. Этот параметр может быть представлен RBG, YCbCr422 или YCbCr444. В данном случае лучше выбирать RGB, потому что семейство YCbCr является лишь способом кодирования информации сигналов RGB.
Управление параметрами 3D
Далее мы подскажем, как настроить видеокарту NVIDIA для 3D-программ. Зачастую под этим воспринимаются видеоигры. Обратите внимание, что мы будем говорить о конкретном пункте меню программы для настройки работы видеокарты NVIDIA.
Щелкните правой кнопкой мыши по рабочему столу и найдите пункт в меню «Панель управления NVIDIA». Запустите программу.
Найдите пункт «Параметры 3D» — Управление параметрами 3D.
Рассмотрим некоторые значения и проведем тонкую настройку.
CUDA — графические процессоры
CUDA — это специальная технология, придуманная инженерами NVIDIA. Она необходима для увеличения производительности. Скорее всего, у вас не будет большого выпадающего списка при выборе данного пункта настроек. Поэтому выбирайте «все». Это позволит повысить производительность (увеличить частоту кадров, что приведёт к более плавной игре).
DSR-Плавность и DSR-Степень
Dynamic Super Resolution (DSR) или DSR — это динамическое суперразрешение. Оно позволяет рассчитывать картинку в более высоком разрешении, после чего масштабирует изображение до разрешения монитора. То есть ваш монитор поддерживает только 1080p (1920×1080 пикселей), а с помощью этой программной настройки можно вывести изображение в 4K (3840×2160 пикселей).
Нужна ли эта настройка? Геймеры сходятся во мнении, что она создаёт дополнительную нагрузку на видеокарту. В особо требовательных играх, например, RDR 2, Cyberpunk 2077, Control, Death Stranding — включать данную настройку не имеет смысла. Скорее всего вы ощутите значительное снижение частоты кадров. NVIDIA демонстрирует работу DSR в старых или графически не требовательных играх, например, первой Dark Souls.
Включать или не включать настройки DSR — ваш выбор. Если вы решитесь включить — проставьте все галочки в DSR-степень, выставите DSR-плавность на значение близкое к 100%. Затем пройдите в настройки монитора и выведите изображение в удобном для вас разрешении, например, 4K. Далее запустите игру и установите настройки.
Однако геймеры и профессиональные компьютерные мастера (не те, чьи объявления висят у вашего подъезда) советуют не включать данную настройку ввиду того, что она негативно влияет на FPS.
Анизотропная фильтрация
Эта настройка отвечает за улучшение качества игровых текстур, находящихся под наклоном относительно камеры игрока. Чаще всего они довольно размыты. Алгоритм фильтрации делает текстуры четче. Чем выше значение настройки, тем четче будут текстуры.
В данном случае рекомендуется либо выключить данный параметр, если вы преследуете цель повысить FPS, либо поставить настройку «управление от приложения». Так видеоигра сама будет отвечать за параметр фильтрации текстур.
Вертикальный синхроимпульс
При резком повороте камеры может возникнуть небольшой разрыв изображения (на долю секунды вы увидите небольшую полоску). Настройка (также известная как вертикальная синхронизация) может повысить плавность изображения. Ультимативного ответа, что лучше, так и нет. Вы можете либо доверить выбор игре (параметр «использовать настройку 3D-приложения), либо выставить «адаптивный», либо отключить функцию. Многие просто отключают для того, чтобы снизить задержку синхронизации для игры в шутеры.
Заранее подготовленные кадры виртуальной реальности
Параметр, который зависит от центрального процессора и деятельности геймера. Отвечает за количество кадров, которые подготавливает ЦП для отправки на обработку видеокартой. Если вы играете в многопользовательские шутеры, то лучше выставить значение 1. Так у вас будет меньше задержка, а значит больше шансов победить врага. Если вы играете в графически насыщенные игры, а у вас хороший, производительный процессор (например, Intel Core 9 поколения и выше, или Ryzen с архитектурой Zen+), то можете выставить значение на 4. Может повысить частоту кадров. Если у вас слабый процессор, то рекомендуется оставить на значении 1.
Затенение фонового освещения
Данный параметр сделает освещение более мягким и реалистичным. Но, как часто говорится в таких случаях, есть нюанс. Во-первых, пострадает производительность игры, во-вторых, далеко не каждая игра поддерживает этот параметр. Рекомендуется отключить.
Кэширование шейдеров
Важный параметр, который нужно включить. Он отвечает за хранение предустановок, называемых шейдерами, на диске. Включенный параметр кэширования позволит видеокарте быстрее получать необходимые значения, что снизит нагрузку на игру.
Многокадровое сглаживание (MFAA)
Иногда в видеоиграх можно заметить, что предметы, которые должны быть гладкими как кожа младенца, пугают своей «зубчатостью». Данный параметр исправляет этот недостаток, делая предметы более реалистичными. Настройка потребляет большое количество ресурсов, поэтому для оптимизации видеокарт среднего уровня (например, GTX 1060), рекомендуется отключить.
Потоковая оптимизация
Данная настройка позволяет играм использовать сразу несколько графических процессоров, что хорошо влияет на производительность игры. Нюанс в том, что поддерживается эта настройка не всеми играми, даже современными. А про «олдскул» и говорить не стоит. Лучше всего выставить «Авто».
Режим управления электропитанием
Чтобы добиться максимальной производительности, необходимо выбрать режим… максимальной производительности. Не переживайте, видеокарта не улетит в космос к одному из спутников Илона Маска. Если стоит «адаптивный» — то это значит, что видеокарта не работает в полную мощь, экономя электроэнергию.
Сглаживание — FXAA, гамма-коррекция, параметры, прозрачность, режим
Сразу несколько параметров отвечают за сглаживание. Если кратко, то большинство объектов, которые представлены в игре, не обладают идеально ровными поверхностями. Если это какая-то фигура с наклонными линиями, то эта линия может «ломаться», в результате конус будет не конусом, а какой-то страшной чертовщиной, что приснится в кошмарах.
По умолчанию данный параметр выключен. Это же рекомендуют делать и эксперты по настройке видеокарты.
Тройная буферизация
Данный параметр работает только в связке с «вертикальным синхроимпульсом». Он служит для уменьшения количества артефактов при включенной синхронизации. В данном руководстве мы советовали вам отключить синхроимпульс. Поэтому и буферизацию тоже следует отключить.
Ускорение нескольких дисплеев/смешанных ГП
Данный параметр нужен для тех, у кого несколько мониторов или видеокарт, работающих в паре (SLI). Обратите внимание, что данная опция была удалена из настроек несколько лет назад. Если вы её ещё видите, то вам лучше обновить драйвер и программу настроек NVIDIA.
Фильтрация текстур — анизотропная оптимизация фильтрации
Анизотропная фильтрация текстур делает изображение более четким, но потребляет ресурсы. Рекомендуется отключить.
Фильтрация текстур — качество
Добиться хорошего эффекта сглаживания текстур и повышения качества можно с помощью этого параметра. Рекомендуется выставить «Высокая производительность».
Фильтрация текстур — отрицательное отклонение уровня детализации и трилинейная оптимизация
Оба параметра позволяют добиться высокой производительности без потери качества. Рекомендуется включить.
Надеемся, что помогли вам настроить вашу видеокарту или разобраться в параметрах NVIDIA. Не забывайте, что вы можете экспериментировать с настройками в зависимости от того, какая у вас система. Может быть, у вас настолько мощный компьютер, что даже при выставлении всех параметров на максимум, игра не будет тормозить? Удачи на виртуальных полях сражений и приключений.
Как оценивать оптимизацию игры
Недавний Survival Horror Dying Light с открытым миром, прожорливой дальностью прорисовки и сменой времени суток, кажется отличным пациентом для анализа. Игра получила спорные оценки во многом из-за своей оптимизации. Игроки, жаловались на то, что Dying Light не соответствовала стандартам на максимальных настройках графики, хотя эти самые стандарты они брали с потолка. Как оказалось позже, в первой версии игры для ПК разработчики ограничили дальность прорисовки на 55% т.к. в качестве мерила использовали мощное железо современных консолей.
Выглядела бы игра более «оптимизированной» со 100%? Сомневаюсь. Зато я уверен, что она съела бы на обед вашу видеокарту. Была бы она при этом лучше оптимизирована? Разумеется нет. Именно поэтому Dying Light – отличный пример того, насколько сложно объективно оценить качество оптимизации и факторов, которые должны учитывать разработчики при портировании.
Похожая история недавно произошла с Deus Ex: Mankind Divided, в которой важную роль имеет настройка сглаживания MSAA. Поскольку в игре используется отложенное освещение и затемнение – универсальная техника визуализации, которая делает намного менее эффективной простую реализацию MSAA с аппаратным ускорением — сглаживание давало большую нагрузку на видеокарту, чего никто не ожидал.
Игра редко представляет из себя монолитную сущность, которая либо оптимизирована, либо нет. Не оптимизироваными могут быть отдельные эффекты, но не игра в целом (прим: речь идет о больших игровых проектах). Это особенно бросается в глаза, когда разработчики внедряют в движок совершенно новые эффекты. Например, в Crysis мы впервые увидели рассеянное затемнение. В сравнение с современными образцами, оно тормозило и в целом было плохо оптимизировано. А в недавней Rise of the Tomb Raider – в целом хорошо оптимизированной и красивой игры – был не самый лучший пример оптимизации воксельного рассеянного затенения. Но в этом то и прелесть ПК, что модный тяжелый эффект 2010 года будет шикарно оптимизирован через пару лет.
Разумеется, существуют игры, которые действительно плохо оптимизированы. Обычно за ними стоит одно и то же: недостаток ресурсов, попытка небольшого разработчика откусить больше, чем он может прожевать, или просто низкие технические навыки. Если игра тормозит на базовых настройках и провисает до 20 кадров в секунду даже на мощном ПК, то здесь бессмысленно что-то анализировать.
Рекомендованные настройки графики
Здесь мы представили несколько вариантов настроек для игры Rust, в зависимости от мощности вашего компьютера. Учтите, что данные параметры не идеальны и не применимы на 100% ко всем ПК, однако в большинстве случаев это такой «универсальный вариант».
Настройки графики для слабых компьютеров Rust
Image Effects для слабых компьютеров
Graphics Quality для слабых компьютеров
Mesh Quality для слабых компьютеров
Phisics & Experemental для слабых компьютеров
Настройки графики для средних компьютеров Rust
Image Effects для средних пк
Graphics Quality для средних пк
Mesh Quality для средних пк
Phisics & Experemental для средних пк
Настройки графики для мощных компьютеров Rust
Image Effects для мощных пк
Graphics Qualityt для мощных пк
Mesh Quality для мощных пк
Phisics & Experemental для мощных пк
Настройка звука в CS:GO
Следует сказать пару слов и про звук в игре. На какой громкости играть – дело ваше. Крайне рекомендуем вам играть в наушниках, чтобы отчетливо различать все звуки. Лучше всего выбирать параметры звукового устройства, указанные чуть ниже.
Что касается активации микрофона, то разговаривать со своей командой лучше всего через сторонние приложения, например Дискорд или Скайп. Для этого стоит использовать настройки самого приложения, выставив активацию голосом. Для этого удобнее использовать дополнительные наушники.
Необходимо оставить музыку бомбы и заложников, десятисекундного предупреждения, а также общую громкость музыки. Все остальное можно отключить, дабы не препятствовать процессу игры.
Настройка в CS:GO от киберспортсменов
Если вы желаете не заморачиваться с личными настройками, то можно попробовать конфиги профессиональных игроков. В качестве примера приведем настройки одного из сильнейших игроков – s1mple. Игрок NaVi неоднократно показывал свои настройки во время прямых трансляций.
- -console.
- -tickrate 128.
- -freq 240.
- -novid.
- 4:3.
- 1280×960.
- Герцовка – 144.
- Общее качество теней — Очень низкое.
- Детализация моделей и текстур — Низкое.
- Детализация эффектов — Низкое.
- Многоядерная обработка — Вкл.
- Детализация шейдеров — Низкое.
- Режим сглаживания — 8x MSAA.
- Режим фильтрации текстур – Билинейный.
- Сглаживание с помощью FXAA — Выкл.
- Вертик. Синхронизация — Выкл.
- Размытие движения — Выкл.
Настройки прицела проще выразить в командах:
- cl_crosshairalpha – 255.
- cl_crosshaircolor — 1.
- cl_crosshaircolor_b – 50.
- cl_crosshaircolor_r — 250.
- cl_crosshaircolor_g – 250.
- cl_crosshairdot – 1.
- cl_crosshair_t — 0.
- cl_crosshairgap – (-1).
- cl_crosshairsize — 1.
- cl_crosshairstyle — 4.
- cl_crosshairusealpha — 1.
- cl_crosshairthickness — 0.
- cl_fixedcrosshairgap – (-1).
- cl_crosshair_outlinethickness — 0.
- cl_crosshair_drawoutline – 0.
- cl_radar_always_centered – 1.
- cl_radar_icon_scale_min – 0,6.
- cl_radar_rotate – 1.
- cl_radar_scale – 0,5.
- cl_radar_square_with_scoreboard – 1.
- dpi – 400.
- Герцовка – 1000.
- Ускорение – Отключено.
- Чувствительность — 3,09.
- Чувствительность приближения – 1.
Кто знает, быть может данные параметры придутся вам по душе. Никогда не останавливайтесь на достигнутом. Всегда тренируйтесь и улучшайте свои навыки в игре. Что касается настроек в CS:GO, изучайте мастерскую игры: Иногда там попадаются стоящие карты для настройки.
Метки CS: GO Гайды
Александр Перепелов
Не курю, редко пью, ругаюсь матом, а еще играю в игры, — Александр, 20 лет