Eurotehnik.ru

Бытовая Техника "Евротехник"
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нужно ли «прогревать» наушники

  • -27%

Наушники RAZER Kraken X (RZ04-02890100-R3M1)

  • -35%

Наушники BEYERDYNAMIC DT 770 PRO, 80 Ом

Наушники KINGSTON HyperX Cloud Alpha Gaming Headset (HX-HSCA-RD/EE)

«Прогревом» наушников называется процесс изменения звука в первые 100-200 часов. Это происходит всегда: вне зависимости прогреваются они на голове человека или специальными треками. Эталонным звучание можно считать после прогрева, а не «из коробки». Любой обзор описывает именно такие наушники.

upload

Тайна ритуального “прогрева" или почему “тёплые” наушники звучат “лучше”

Пару лет назад мы уже касались темы т.н. прогрева наушников. Тогда мы выяснили, что производители наушников считают «прогрев» ересью не имеют спецификаций по поводу «прогрева» и заявляют о том, что он ничего не меняет. В частности, представители Shure и Sennheiser отметили, что их продукция готова к использованию без дополнительных ритуалов не нуждается в предварительной подготовке или настройке для точного воспроизведения звука.

С момента публикации того поста прошло уже более двух лет, на протяжении которых в сети продолжали появляться статьи от сторонников прогрева. Я решил дополнительно покопать вопрос и изучить впечатления людей попробовавших ощутить эффект от прогрева. Я предлагал своим знакомым, покупающим наушники, “погреть” их и субъективно сравнить верность воспроизведения до и после процедуры.

Сперва я был слегка ошарашен и приготовился писать опровержение к опусу двухлетней давности. Дело в том, что большинство из тех, кто ставил этот эксперимент, отметили, что “качество звука” стало “лучше”, “повысилась верность воспроизведения”. Меня заинтересовал этот парадокс и, как мне кажется, я понял по какой именно причине многие ощутили “изменения” после «прогрева».

Кратко о “теории” прогрева

Для тех, кто ещё не в курсе “теории прогрева”, кратко изложу суть оной. Не мало людей полагает, что в результате “прогрева”, т.е. длительного воспроизведения музыки или розового шума (от 12 часов и более) наушниками, их звук улучшается. Верующих в “прогрев” можно условно разделить на несколько конфессий типов, в зависимости от времени прогрева, а также его способов (музыкой, шумом или прогрев шнуров специальными аппаратами).

“Научное” обоснование также имеется. Утверждается, что, как любая механическая система, наушники требуют обкатки, притирки, ”усушки”, “утруски”, “разработки”. Мол работа в определенном режиме (например, при воспроизведении розового шума) позволяет “увеличить эластичность диффузора”. На практике отмечено, что любые изменения, которые могут произойти в наушниках при “прогреве”, не могут быть определены на слух и не фиксируются измерительными приборами (нет изменений АЧХ, THD, IMD и прочих значимых характеристик).

Предположительно, подобный эффект отмечался у старых советских динамических громкоговорителей (например 75ГД1), где “прогрев” (прогон с большой громкостью розовым шумом на протяжении 80 часов) позволял сместить границу низкочастотного диапазона на 1-1,5 Гц. Однако такое изменение могло быть вызвано изменениями температуры, влажности и других внешних условий, влияющих на целлюлозный диффузор и его практически невозможно определить на слух.

Периодически в сети появляются видео с измерениями изменений АЧХ после прогрева, например вот это:

Первое, что обращает на себя внимание — это незначительность изменений АЧХ, а второе полное отсутствие сведений об условиях измерений.

Читайте так же:
Звуковая карта с midi входом

Мои наблюдения

Едва ли можно считать сбор впечатлений нескольких моих знакомых полноценным исследованием, но в силу отсутствия других сколько-нибудь достоверных данных по этому вопросу приходится опираться на то, что есть.

Всего поучаствовало в этом кустарном подобии эксперимента за 2 года 42 человека. Они использовали 18 различных моделей наушников от 10 производителей. Из них подавляющее большинство применяли внутриканальные наушники — 33 человека (29 — динамические, 4 — арматурные), 6 человек полноразмерные (5 динамические, 1 изодинамические) и 4 человека накладные (все динамические).

34 опрошенных использовали т.н. “прогрев” музыкой, т.е. воспроизводили музыку, 8 применяли «прогрев» розовым шумом. Я просил прогревать 48 часов, так как от адептов «прогрева» часто приходится слышать, что именно такая длительность эффективна.

На первый взгляд отзывы свидетельствовали о том, что от «прогрева» существует мощный субъективный эффект. 37 человек из 42-х заявили, что после 48 часового “прогрева” ощутили заметное улучшение или изменение звучания. Само собой — это воспринималось мной как парадокс, ибо даже 80 часов «прогрева» большого НЧ динамика не способны как-то существенно повлиять на его свойства и результаты измерений.

Гипотеза и слепой тест

Я решил подробнее опросить респондентов и уточнить, какие именно улучшения они заметили. Оказалось, что даже люди с одинаковыми моделями наушников, сообщали о совершенно разных изменениях. Например, сразу 3 человека приобрели по моей рекомендации одну и ту же модель полноразмерных наушников Marshall и получили совершенно разные эффекты от “прогрева”, хотя все трое производили одни и те же действия.

Так один утверждал, что у наушников звук стал более “объёмным” и “музыкальным”, второй рассказал об улучшениях в НЧ диапазоне — “басы стали более глубокими и выраженными”. Третий же обнаружил, что благодаря “прогреву” “раскрылась сцена” в средних частотах и мидбасах. Аналогичным образом и прочие опрошенные совершенно по разному оценивали изменения в звуке. В подавляющем большинстве люди говорили просто об улучшении.

Мне не удалось выявить каких-либо корреляций между моделью, типом конструкции или излучателя, производителем и особенностями описываемых изменений. Это были совершенно разные оценки, для разных моделей. Таким образом я пришел к выводу, что дело не в прогреве, а в особенности восприятия. Первоначально я заподозрил банальный эффект плацебо, подумав, что моё предложение само по себе наводило опрошенных на мысль о том, что должны быть какие-либо позитивные изменения после “прогрева”.

Однако позже я начал спрашивать у людей, которые не “прогревают” наушники, но используют их длительное время. И, как мне кажется, достоверно определил, откуда берется тот самый субъективный эффект. Те, кто не прогревал наушники, также сообщали, что какое-то время после использования новых наушников они заметили позитивные изменения. Я предположил, что всё дело в адаптации слуха к АЧХ, искажениям и другим особенностям звука. Вероятно, мозг со временем привык к характерным особенностям воспроизведения, и звук стал восприниматься по другому.

Читайте так же:
Звуковая карта для hyperx cloud alpha

Я смог убедится в верности своих предположений, когда предложил знакомым провести серию слепых тестов и сравнить “прогретые” наушники с аналогичными непрогретыми. Результат оказался предсказуемым: из четырёх человек, которые пытались определить прогретые наушники среди двух идентичных моделей, ни один не смог выйти за пределы случайного угадывания. Более того, все они отмечали, что не находят различий в звуке между “прогретыми” и “непрогретыми” наушниками.

Закономерный итог

Убежден, что эффект адаптации слухового восприятия является единственной причиной различий в субъективной оценке качества воспроизведения на “прогретых” и “не прогретых” наушниках. Это подтверждается ещё и тем, что значимых для восприятия изменений звука от “прогрева” никто пока достоверно не зафиксировал. Миф о прогреве успешно используется в маркетинге, так как потребителю, который субъективно не удовлетворен звуком наушников можно предложить их ”прогреть”, т.е. фактически подождать пока его мозг привыкает к особенностям звучания. Некоторое время назад продавались даже диски с розовым шумом для прогрева наушников, потом их начали раздавать бесплатно.

2. Чтобы выполнить прогрев необходимо знать несколько простых вещей:

Какие наушники нужно прогревать, а какие нет?

  • Динамические («обычные») — необходимо прогревать обязательно. При том, чем больше диаметр мембраны и крепче материал, тем более длительный нужен прогрев.
  • Араматурные «затычки» греть не имеет смысла. Другая технология. Если не углубляться в детали, в арматуре нечему «разрабатываться». Но многие неофиты арматурного звука рапортуют о прогреве после нескольких дней или недели использования. Это как раз тот самый «прогрев мозга». Если переходить с динамического звука на арматурный, то требуется некоторое время, чтоб просто к нему привыкнуть. Он сильно отличается. Вот и прогрев: не звук меняется, а владелец привыкает к новой подаче.

Все треки были проверены и протестированы.
Все треки в формате FLAC. Только FLAC сжимает звук без потери качества и частот, а нам как раз нужны именно частоты для прогрева.

IsoTek — Full System Enhancer & Rejuvenation


Год выпуска: 2006
Аудио кодек: APE
Продолжительность: 1:05:26
Архив содержит три трека. В 1 и 2 скомбинировано большее количество разных типов сигналов.

TARA LABS — Cascade Noise Burn-In


Год выпуска: 2004
Аудио кодек: FLAC
Продолжительность: 1:14:1
Сочетание белого и розового шума с разной частотой на разных уровнях. Создатели утверждают, что лучше аналогов благодаря последовательности сигналов прямоугольной формы. Его главная особенность — запись серии нисходящих и восходящих звуков/шумов с диапазоном в несколько октав (каскадирование) в более качественный и полный результат, чем любой другой «Burn-In» дисков, которые были сделаны до настоящего времени. CASCADE Noise Burn-In Disc может использоваться для прогрева электронных аудио компонентов, а так же для прогрева аудио кабеля.

XLO — Reference Recordings Test & Burn In


Год выпуска: 1995
Аудио кодек: FLAC
Тип рипа: image+.cue
Продолжительность: 01:04:27
Специальная «золотая» версия диска «XLO Reference Recordings Test & Burn In CD». Это пошаговое руководство по настройке и доводке вашей аудиоапаратуты в автомобиле или домашним кинотеатре. Диск включает все необходимые измерительные сигналы, музыкальные фрагменты, тестовые записи и прочие материалы, необходимые для качественной настройки аудиосистемы. С помощью диска вы сможете установить и сбалансировать систему, проверить размещение акустических систем, скорректировать акустически их размещение в любом помещении, а также «демагнетизировать» любую систему для наилучшего качества звука. Всё это можно сделать с помощью только одного этого диска — без дополнительных устройств! Также диск включает в себя демонстрационные музыкальные записи высочайшего качества, сделанные лейблом Reference Recordings.

Читайте так же:
Заставка на главный экран компьютера

Основные способы прогрева

2

Существует несколько способов обкатки наушников:

1 Самый простой из них — скачать специальный трек в интернете и запустить его на проигрывающем устройстве, подключив к нему наушники. Для прогрева подойдут такие звуковые дорожки, как белый и розовый шум, а также их сочетания.

Помимо этого существуют другие треки для разработки диафрагмы. Например это IsoTek — Full System Enhancer & Rejuvenation, TARA LABS — Cascade Noise Burn-In. Громкость при этом должна быть чуть выше средней — примерно 70-75 процентов от максимальной.

2 Второй распространенный способ прогрева — работа на музыкальных треках, которые вы потом будете слушать чаще всего. Поклонники классической музыки должны «погонять» устройство треками Бетховена и Листа, а заядлым металлистам подойдут хиты Metallica и Iron Maiden. Идея в том, что диффузор наушников будет заточен именно под звуковые частоты, с которыми они будут работать в дальнейшем.

Слушаете только американское кантри сороковых? Тогда это ваш способ. Кроме того, вы совместите приятное с полезным: слушать монотонные треки, а тем более шумы и помехи вы врядли станете, а вот наслаждаться любимой музыкой и чувствовать, как улучшается качество звука, — отдельное удовольствие.

Минус способа — более длительное время прогрева: примерно на 30-40 процентов больше, чем при использовании специальных звуковых дорожек. Громкость при этом такая же — около 75 процентов максимальной. О продолжительности обкатки наушников мы поговорим позднее, а пока третий способ прогрева.

3 Прогрев наушников при помощи аналоговых устройств. Имеет большое количество поклонников следи аудиофилов. При переведении звука в цифровой формат неизбежно теряются текоторые диапазоны частот. Аналоговый сигнал в этом отношении — эталон правильного звука со всем спектром частот.

Подключите ваше изделие к старому кассетнику или проигывателю виниловых дисков на две три ночи. Это позволит разогнать устройство и серьезно улучшить качество звука. Для режима обкатки лучше выбрать максимально насыщенную разными частотами музыку, например классику.

В последнее время в интернете появляются специальные программы для разгона акустических систем. Программа сама определяет оптимальный тип сигнала, а также время прогрева и громкость звука.

Рекомендации: Как защитить наушники от механических повреждений и укрепить провод , Как самостоятельно починить наушники, если один перестал работать , Простые и эффективные способы увеличения баса в наушниках

Нужно ли «прогревать» новые наушники

Нужно ли «прогревать» новые наушники

«Новую акустику надо прогревать» — таково одно из самых известных аудиофильских убеждений. Вроде как, свежие, приехавшие прямиком из магазина, колонки и наушники звучат хуже, чем те, которые проработали 50100200 часов. В качестве теоретической базы берется идея о том, что мембрана динамиков — механическая система, а все такие системы нужно обкатать. Новые ботинки поначалу жмут — им нужно разноситься. Новую машину нужно объездить, прежде чем гонять на повышенных скоростях. Даже многие гитаристы считают, что новая гитара звучит хуже произведенной несколько лет назад — дерево, мол, просыхает, детали притираются друг к другу и звук становится лучше.

Вот и колонки с наушниками должны отработать некоторое время, чтобы элементы динамика приняли оптимальную форму и положение, стали более эластичными и подвижными. Причем прогрев обычной музыкой особо упертые звукоманы считают неправильным. Более правильно и равномерно прогревает колонки и наушники по всему спектру частот специально сгенерированный белый шум. Одно время даже продавались диски с правильным шумом, теперь некоторые производители прилагают их бесплатно к своей акустике.

Читайте так же:
Звуковая карта usb creative omni surround

При кажущейся пустяковости вопроса он вызывает многостраничные драмы на форумах и даже просачивается на YouTube. Одни говорят, мол, прогревать нужно обязательно, другие спрашивают, а где же в таком случае измерения хотя бы АЧХ до и после прогрева?

Откуда взялась идея

Термин «прогрев» берет свое начало от ламповой радиотехники. Когда-то он означал время, нужное для установления требуемой эмиссии катодов (выход электронов из твердого тела в свободное пространство вакуума — прим.ред.) вакуумных ламп. Ламповым усилителям нужно пару минут, чтобы заработать как надо.

Также, возможно, идея о необходимости прогрева динамиков пришла от советских меломанов, которые пытались улучшить звучание старых колонок.

Например, прогрев модели 75ГД1 действительно позволял расширить басовый диапазон, хоть и на ничтожные значения.

Тогда какой-то смысл в этом все же был — старые динамики с очерствевшими резиновыми подвесами нередко нуждались в доработке напильником, прогреве, смене компонентов. Тем не менее, в вопросе о том, нуждается ли в прогреве современная дорогая акустика, которая, по идее, сделана из качественных материалов и даже прошла тесты на производстве, каждый аудиофил остается при своем мнении.

Аргументы «за»

Для динамических излучателей могут использоваться разные материалы: бумага, металл, кевлар и различные полимеры. Основные требования — материал диффузора должен быть очень жестким и очень легким, чтобы сохранять поршневой характер движения с максимальной скоростью без деформации формы. Звук в материале должен распространяться максимально быстро. Таким образом, «разогрев» вообще никак не может влиять на мембрану диффузора — она двигается только вверх-вниз, при этом ее форма не меняется.

А вот что двигается в динамике — так это резиновый подвес мембраны и центрирующая шайба. Их характеристики можно измерить — набор параметров, описывающих поведение динамической головки, называется параметрами Тиля-Смолла.

В параметры Тиля-Смолла включены все возможные измерения динамика и его работы. Они делятся на три группы:

a) фундаментальные параметры (площадь и масса диффузора, упругость и жесткость подвеса и т.п.)

b) параметры слабого сигнала при измерении импеданса динамика в области резонансной частоты (так получается минимум искажений)

c) параметры сильного сигнала с максимумом искажений, включая максимальное перемещение диффузора вплоть до его разрушения.

Именно резиновый подвес и является мишенью прогрева. Утверждается, что он вносит большинство искажений в звук. Соответственно, энтузиасты ставят своей целью «размягчить» его, указывая еще и на то, что клей, которым он приклеен к динамику, затвердевает и образовывает с поверхностью диффузора новую структуру, эластичность которой необходимо восстановить.

Читайте так же:
Механическая клавиатура для набора текста

Аргумены «против»

1. Изменение сопротивления резинового подвеса качественного динамика после 50-200 часов эксплуатации настолько незначительно, что его невозможно услышать. Изменение температуры или влажности воздуха будет давать больший эффект, чем прогрев.

2. В редких слепых тестах, устраиваемых энтузиастами, слушатели при выборе прогретых или непрогретых наушниковаудиосистем не могут выйти за пределы случайного угадывания.

3. Не существует серьезных статей с измерениями параметров Тилля-Смолла до и после прогрева. Однако иногда в Интернете можно встретитьграфики измерений АЧХ.

Тем не менее, разница в измерениях АЧХ столь незначительна, что, учитывая отсутствие описания методов измерений, ей можно пренебречь как естественной погрешностью.

Теория слуховой адаптации

В защиту своих позиций аудиофилы говорят, мол, график АЧХ показывает лишь то, насколько громко играет та или иная частота. Но помимо этого есть ведь эмоциональная часть, которую невозможно отразить в цифрах и графиках, поскольку она субъективна.

И это действительно так. Одни и те же наушники для кого-то покажутся слишком яркими, для другого — наоборот, слишком глухими. И даже больше — слух и восприятие звука адаптируется со временем. Теорию об адаптации слуха подтверждает тот факт, что каждый слушатель получает разный эффект от прогрева динамиков одной и той же модели, скажем, наушников. Один говорит, что звук стал объемнее и музыкальнее, для другого басы стали глубже, у третьего раскрылась сцена в средних частотах.

Напрашивается справедливый вывод о том, что весь эффект прогрева заключается в обыкновенном привыкании к новой вещи. Сначала перемены в звучании по сравнению со старой аудиосистемой или наушниками могут показаться слишком существенными, и поначалу будет непонятно, стало лучше или хуже. Однако через пару недель все становится ясно.

Что будет, если не прогревать наушники?

Если не обкатывать наушники, то ничего страшного с ними не произойдет и на их сроке службы это никак не отразится. В конечном итоге все равно будет достигнут тот же результат, просто для этого потребуется немного больше времени.

Если использовать наушники не более 1 часа в течение дня ежедневно, то мембрана раскроется через 1,5-2 месяца. Чтобы ускорить этот процесс, рекомендуется прогреть устройство, согласно перечисленным выше рекомендациям, и наслаждаться качественным звучанием.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector